Паруса из ткани

Паруса из ткани

Паруса из ткани

Паруса из ткани

Ткани для парусов. Ткань для пошива паруса должна отвечать вполне определенным требованиям: быть плотной настолько, чтобы, приложив ее к губам, можно было продуть лишь с трудом (только тогда удастся полностью реализовать напор ветра); гладкой, чтобы ветер на острых курсах легко обтекал парус; наконец, прочной и растягиваться как можно меньше и только равномерно по утку и основе, чтобы паруса не теряли формы.

Паруса спортивных яхт шьют из специальной парусной ткани «Проба» и из синтетических тканей (дакрон и лавсан). В крайнем случае годятся фильтроткани, миткали, плащ-палаточная ткань. Основные характеристики этих тканей приведены в табл. 15.

Морская парусина, из которой шьют паруса для шлюпок и чехлы, для парусов малых яхт слишком груба и тяжела. В слабый ветер такие паруса «не тянут», а при намокании ухудшают остойчивость судна.

Шитье парусов. Шить паруса желательно на швейной машине швом «зигзаг», обладающим хорошей прочностью и не допускающим растягивания парусины в поперечном направлении. В крайнем случае можно шить и обычным прямым стежком. Хорошая смазка машины, острая иголка и прочная (лучше

Ткань

Артикул

Ширина, см

Вес 1 м», г

Для каких парусов используются

«Проба»

4245

80

290

Грот — 40 м3 и меньше

 

4246

50

214

» — 20 м2 » » генуэзский стаксель

Фильтроткаиь

848

80

326

» — 40 мг » »

Плащ-палаточная

565

90

260

» — 15 мг » »

Миткаль

2077

100

500

> — 40 м2 » больше

Палаточная

831

90

450

» — 40 мг » »

Башмачная

1153

130

450

» — 40 ма » >

Перкаль «А»

4224

135

135

Спинакер

Ткань АМ-100

4235

137

127

»

Лавсан ЦНИИ шелка

22740

82

296,5

Грот — 50 мв и меньше

 

22709

83

271,2

» — 60 ма » »

 

22740а

82,5

271,2

» — 60 мг в »

 

22769

82,3

305,9

Для всех парусов без ограничений

 

22790

83,9

203,0

Грот — 30 мг и меньше

 

22791

82,0

144

» — 25 м- » »

Капрон

22285

82

65

Спинакер

 

22601

90,3

45

9

§2. Как сшить парус

льняная) нитка необходимы при всех обстоятельствах. Иголку нужно выбрать потолще. Если машина будет идти тяжело, можно увеличить длину стежка и помогать электромотору, вращая маховик рукой. При шитье прямым стежком для получения прочного шва лучше применить сдвоенную нитку. Удобно пользоваться цветными нитками — они хорошо выделяют швы, но нитка не должна при намокании красить ткань паруса.

Ткани выпускают от 70 до 150 см шириной. Шить парус, однако, из таких широких полотнищ нельзя, так как он не будет иметь достаточной прочности и сильно растянется под действием ветра. Поэтому ткань предварительно упрочняют складками фальшивых швов, разбивая ее на полосы шириной по 300—450 мм. В фальшивом шве приходится прошивать три слоя ткани. Места складок нужно предварительно разметить. Для этого расстилают ткань на полу и при ширине ее 90—140 см проводят карандашом параллельно боковой кромке две линии, делящие полотнище на три равные части. Заложив складку точно по карандашной линии, прошивают шов длинными стежками на машине. Ширина фальшивых швов, как и настоящих, принимается равной 1,5 см для маленьких швертботов, 2 см — для малых килевых яхт и 2,5 см — для парусов более крупных судов. Прошитые таким образом полотнища укладывают на чертеж паруса, выполненный в натуральную величину на полу, и сшивают.

Часть швов приходится выполнять вручную, с помощью иглы и гардамана — специального парусного «наперстка», надеваемого на ладонь. Нормальная парусная игла имеет треугольное сечение. Такой иглой часто комплектуется набор игл для туриста. Для ручного шитья нужны нитки с минимально допустимой толщиной, обеспечивающей необходимую прочность. Еслинитка при затягивании стежка рвет парусину, она излишне прочна. Для нормальной работы лучше применять сдвоенную, а для особо прочных частей паруса — счетверенную нитку. Чтобы шить было легче, нитку рекомендуется натереть воском или мылом.

Для ручного шитья парусов и постановки заплат лучше всего подходит плоский шов (рис. 179, а), который ведут сверху, сделав на парусе складку таким образом, чтобы игла проходила через нее параллельно шву. Обтянув стежок, делают следующий. Средняя длина стежка около 5 мм.

Круглый шов (рис. 179, б) применяется для сшивки кромок двух полотнищ. Сложив обе кромки вместе, протыкают ткань иглой в направлении от себя, обносят иглу вокруг кромок и делают новый прокол на расстоянии двух-трех толщин нитки.

Подобным же образом обметывают на парусе отверстия — люверсы. По диаметру отверстия сворачивают кольцо (рис. 179, в) из нержавеющей проволоки (медь, латунь, алюминий). Концы желательно спаять. Наложив кольцо на парус, обчерчиваюг его изнутри и делают в парусе отверстие диаметром, наполовину меньше его диаметра. Затем кольцо обметывают ниткой, плотно затягивая стежки.

Вычерчивание паруса. Грот, сшитый для сильного ветра, растягивается по передней шкаторине примерно на 5%, по нижней— на 2,5%, а стаксель—на 2,3% и на 1 % соответственно. В попер'ечном сечении грот садится до 4 %.

В рабочем чертеже паруса учитывается водоизмещение и остойчивость судна, характеристика его рангоута и обязательно качество парусной ткани.

Выполняют рабочий чертеж в следующем порядке. На полу с помощью мела, нитки, реек и рулетки размечают и вычерчивают парус в натуральную величину по размерам, указанным на плане парусности яхты. Эти размеры парус примет после вытяжки ткани, поэтому переднюю и заднюю шкаторины нужно сократить на 4%, а нижнюю шкаторину, наоборот, удлинить на 1 % (рис. 180).

Для отбивки прямых линий обычно используют прочную нитку, натертую мелом. При вычерчивании надо учитывать размеры дощечки, которая пришивается в фаловом углу грота.

Поверхность грота должна иметь выпуклость — «пузо». Поэтому переднюю и нижнюю шкаторины обрезают по дуге, выгнутой наружу. Когда парус поставлен, эти шкаторины распрямляются, и на парусе образуется свободный, ненатянутый участок в виде мешка.

Максимум выпуклости (или «серпа», как ееназывают яхтсмены) на передней шкаторине грота располагается на У6—/ ее длины от

§2. Как сшить парус

галсового угла — для килевых яхт и на '!3 — для швертботов. Нижняя шкаторина имеет максимум «серпа» на У3—'/2 длины от галсового угла. Величина стрелки «серпа» на передней шкаторине принимается обычно в пределах 1% от ее длины, на нижней— 1,5%. Отложив эти размеры на шкаторинах, с помощью гибкой рейки можно вычертить очертания передней и нижней кромок паруса.

Максимум «серпа» грота по задней шка-торине обычно задается на чертеже парусности в зависимости от требующейся центровки парусов, количества и размеров лат, которые вкладываются в лат-карманы (рис. 181), и располагается на V1—V, длины задней шкаторины от фалового угла. Этот контур также проводится на чертеже грота. Кстати, если нет длинной рейки, криволинейную шкаторину можно «выложить» на полу с помощью тонкой веревки, проверяя плавность линии на глаз.

§2. Как сшить парус

Составляя рабочий чертеж стакселя, следует уменьшить длину нижней и задней шка-торин примерно на 1 %, так как они будут растягиваться при работе. Передняя шкаторина тоже растягивается, но она должна быть еще дополнительно растянута по стальному ликтросу для получения «пуза» в передней части. Поэтому ее укорачивают на 3%. При вычерчивании стакселя, по нижней шкаторине обычно дается выпуклость со стрелкой прогиба, равной 3—5% от ее длины, по передней — около 0,5%; задняя шкаторина остается прямой. Шкотовый угол делят пополам биссектрисой. Она обозначает положение среднего шза, делящего парус на верхнюю часть, где полотнища располагаются перпендикулярно задней шкаторине, и нижнюю, в которой полотнища перпендикулярны нижней шкаторине.

Раскрой и шитье грота. Полотнища ткани с предварительно прошитыми фальшивыми швами укладывают на чертеж паруса перпендикулярно линии, соединяющей фало-вый и шкотовый углы (см. рис. 180, в). Первым кладут полотнище от галсового угла; его растягивают, прикрепляя к полу шильями или грузами. Выше на него кладут второе полотнище, так чтобы оно перекрывало первое на величину припуска для шва (примерно на 20—25 мм). Полотнища должны выходить на 60 мм за линию задней шкаторины, на 25—30 мм •-> за линию передней и на 50 мм — за линию нижней шкаторины. С целью экономии материала каждое следующее полотнище следуе?

поворачивать на 180° (обрезанный конец у передней шкаторины должен лечь на следующем полотнище к задней шкаторине). Складки фальшивых швов должны быть сверху.

После того как полотнища заполнят чертеж до фалового угла, укладывают нижние полотнища, пока они не закроют шкотовый угол. Верхнюю кромку каждого последующего полотнища подсовывают под нижнюю кромку предыдущего. Когда все полотнища разложены, на каждом шве через 20—30 см наносят вертикальные риски («мелки»), которые служат для контроля при шитье паруса. Для того чтобы швы получались одинаковой ширины, следует провести карандашом на расстоянии 20 мм от нижней кромки каждого полотнища параллельную ей линию. Затем "полотнища обрезают спереди и сзади с учетом указанных припусков и складывают стопкой, начиная с фалового угла. Далее берут два полотнища сверху стопки и сшивают их вместе на машине точно по карандашной линии, добиваясь совпадения вертикальных рисок — мелков. Перевернув полотнища, накладывают второй ряд стежков по другой стороне шва, затем прошивают фальшивые швы, если они были только сметаны. Так же пришивают все остальные полотнища. После сшивания всех полотнищ парус снова укладывают на плазовую разбивку — на чертеж, тщательно разглаживают и прикрепляют к полу шильями. Переносят на ткань контуры паруса, обрезают лишнюю, сверх припуска, ткань, затем подгибают края по всем трем шка-торинам, так чтобы контур паруса точно совпадал с линиями чертежа. Сгибы ткани заглаживают утюгом, чтобы они были заметны при прошивке полотнищ, а положение швов отмечают карандашом на расстоянии 2 мм от краев шкаторин.

По передней и нижней шкаторинам парус перед пошивом должен быть подогнут не один раз, а дважды. К задней шкаторине пришивают так называемую фальшивку — полосу ткани, отрезанную от припуска в 5—6 см на этой шка-торине (рис. 180, ё). Фальшивка необходима для того, чтобы шкаторина вытягивалась равномерно со всем парусом и не загибалась на подветренную сторону. Ширина фальшивки 4—5 см; на подгибку шкаторины оставляют 1 см (рис. 180, ж).

Подогнутые шкаторины и фальшивку прошивают на машине, затем пришивают по углам паруса усиливающие накладки — боуты, а по задней шкаторине — карманы для лат. В фало-вом углу закрепляют головную дощечку из фанеры или дюралюминия (две пластины — с обеих сторон паруса), а внутрь фальшивки пропускают тонкий прочный шнур — булинь. Верхний конец булиня закрепляют на фаловой дощечке, нижний — свободно выводят из па руса и крепят к гику. Теперь остается поставить люверсы с ромбовидными накладками из парусины для взятия рифов и пришить карманы для лат — тонких, гибких реек из дерева, которые поддерживают «серп» на задней шка-торине. Прошивать лат-карманы на шкаторине не следует, так как в нее будет продернут булинь.

Ликовка грота. К передней и нижней шкаторинам грота нужно пришить ликтрос, который упрочняет парус и служит для соединения его с рангоутом (входит в пазы на мачте и гике). Предварительно ликтросу дают вытяжку, растянув его и подвесив к его середине на два дня груз в 50—60 кг. Затем ликтрос, нужно раскрутить так, чтобы он не проявлял тенденции к закручиванию в ту или другую сторону. Туго натянув трос, мягким цветным карандашом намечают вдоль него прямую линию. Этой линии следует придерживаться при пришивании троса и не допускать его перекручивания. Пришивать ликтрос нужно закрепив его средней частью у галсового угла и вести работу сначала по нижней, затем по передней шкаторинам так, чтобы игла, про, ходя через ткань, захватывала одну прядь; нитку надо туго натягивать. Важно, чтобы парус был натянут по всей длине ликтроса равномерно, без складок и морщин. Ликтрос вытягивается больше парусины, поэтому он должен быть примерно на 5% короче шка-торины. Полезно предварительно прикрепить ликтрос к парусу временными схватками через 250—300 мм.

Раскрой и шитье стакселя. Стаксель делится средним швом, совпадающим с биссектрисой шкотового угла, на две части. В верхней части паруса полотнища, как и на гроте, перпендикулярны задней шкаторине, в нижней — нижней шкаторине. Такой раскрой обеспечивает наибольшую прочность паруса и сохраняет его форму, так как тяга шкота направлена по среднему прочному шву.

После того как вычерчен контур стакселя с учетом вытяжки парусины, замеряют точно ширину полотнищ и откладывают ее на нижней и задней шкаторинах, начиная со шкотового угла. Из этих точек восстанавливают перпендикуляры таким образом, чтобы они встретились на среднем шве — биссектрисе (рис. 182).

Полотнища начинают укладывать на нижнюю часть чертежа паруса, фальшивыми швами вверх. Первое полотнище кладут в шкотовый угол, выравнивают его по предварительной разметке (перпендикулярно нижней шкатори-не), расправляют и прикрепляют к полу с помощью шильев или грузиков. Это полотнище затем обрезают, оставляя припуск 20—25 мм для среднего шва, а по нижней шкаторине — 40—50 мм. Далее кладут второе и последующиеполотнища с перекроем для сшивки в 20—25 мм, пока- вся нижняя часть чертежа паруса не будет покрыта тканью.

Таким же образом выкладывают полотнища и на верхней части чертежа паруса с припуском 40—50 мм по задней шкаторине. Положение полотнищ друг относительно друга фиксируют мелками, нанося отметки через 300—500 мм. Затем, начиная с галсового угла, берут первое полотнище нижней части паруса и кладут его на второе, оба вместе — на третье и так до шкотового угла Таким же образом складывают в отдельную стопку полотнища верхней части паруса, начиная с фалового угла. Перевернув стопку, полотнища обеих частей сшивают на машине, следя за совпадением мелков, так же как это делается и при пошиве грота. Когда обе части паруса готовы, их сшивают =ю среднему шву, следя за совпадением швов обеих частей.

Снова кладут парус на чертеж, обрезают его по кромкам. По передней шкаторине полезно пришить усиливающую ленту — фальшивку, по остальным двум шкаторинам можно ограничиться подгибом парусины. В углах паруса нашивают боуты: в галсовом и фаловом — по одному с нижней и верхней стороны паруса, в шкотовом — один с верхней и два с нижней стороны, чтобы увеличить прочность этого весьма нагруженного угла. Важно, чтобы направление основы и утка тканей на боутах и парусе совпадали.

По передней шкаторине стаксели чаще всего ликуются стальным тросиком. Сначала вырубают заготовку ликтроса точно по длине передней шкаторины и заделывают на его концах огоны с коушами. Затем плотно обматывают по всей длине ликтрос полосой из тонкой парусины, закрепляя ее схватками из ниток (с помощью иглы). Подготовленный ликтрос просовывают между парусом и усиливающей лентой по передней шкаторине и прошивают шка-торину стежками настолько близко к тросу, насколько это возможно Желательно при каждом стежке захватывать парусину, которой обмотан ликтрос. Важно исключить возможность смещения парусины по тросу. Огоны на ликтросе могут быть заделаны на парусе или, наоборот, выпущены на некоторое расстояние (рис 183). В первом случае огон с коушем обметывается парусной ниткой подобно люверсу, во втором — на них накладывается клетневка. Шкотовый угол стакселя ликуется раститель-

§2. Как сшить парус

ным тросом на 1—1,5 м по нижней и задней шкаторинам

В ряде случаев стаксель не ликуют, а делают со скользящей передней шкаториной. Ликтрос закрепляют только в фаловом углу, в галсовом же делают люверс 2 (см. рис. 182), за который парус можно растянуть по ликтросу в той или иной степени, в зависимости от силы ветра. В свежий ветер, когда «пузо» стакселя нужно уменьшить, шкаторину натягивают очень туго, в слабый — наоборот, ослабляют, увеличивая «пузо» и смещая его к штагу.

При окончательной отделке на стаксель ставят люверсы для ракс-карабинов, с помощью которых он крепится к штагу.

Прошивая швы или нашивая детали паруса, нужно следить за тем, чтобы не было сдвига между верхним и нижним слоями ткани, мелки,

§2. Как сшить парус

поставленные при раскрое, не должны расходиться.

Применение синтетических тканей. Синтетические ткани: лавсан, дакрон, капрон — менвше вытягиваются, поэтому их раскраивают без учета вытяжки с точностью до ±1 мм

На синтетических парусах не требуется большого количества фальшивых швов и под-воротов, так как материал обладает достаточно высокой прочностью.

Ликовку шкаторин грота из синтетической ткани необходимо производить капроновым линем пологой свивки. Если нет такого ликтроса, можно использовать одну прядь из четырех -прядного капронового троса. Особое внимание нужно обратить на равномерность посадки паруса по ликтросу. При отсутствии опыта можно упростить задачу, пропустив свободный ликтрос внутри банта шкаторин. Это даст возможность регулировать посадку паруса по шкаторинам. Величина посадки должна быть примерно 3—4% от длины передней шкаторины

Для ликовки передней шкаторины стакселя лучше использовать стальной трос, протянутый в полихлорвиниловую трубку.

Заделка люверсов и кренгельсов производится так же, как и на хлопчатобумажных парусах, но разделывать отверстия в парусе нужно паяльником. Углы не обшивают линем (не ликуют), так как прочность синтетических тканей достаточна, чтобы выдержать натяжение шкотов. Фаловые дощечки тоже не облико-вывают. Их половинки просто приклепывают к фаловому углу.

Сшивка полотнищ паруса из искусственного волокна может производиться по мелкам, так же как и из хлопчатобумажных тканей. Полотнища можно предварительно склеивать обычным конторским клеем или скреплять клейкими лентами (оборотную сторону шва прострачивают на машине, после чего ленту снимают и прострачивают лицевую сторону) или предварительной сметкой.

Сшивку полотнищ надо производить капроновыми нитками, наматывая их на длинные рейки. При этом ткань не мнется, не ломается и для пошива парусов не требуется много места

Исправление парусов. Часто для вновь построенного судна приходится подгонять и перешивать паруса от старых яхт.

Таблица 16

Дефекты парусов и методы их исправления

И в этом случае паруса нужно вычертить на плазе, но с максимальным использованием боутов, кренгельсов старого паруса. А если парус подходит, но имеет небольшие дефекты, ухудшающие его тяговое усилие, то их можно устранить одним из указанных в табл 16 способов.

Дефекты парусов

Метод исправления

Слишком близкое

Уменьшить кривизну пе-

расположение «пуза»

редней шкаторины, сделать

к мачте

чечевицевидпые закладки

 

в районе «пуза», перекроить

 

нижнюю шкаторину, пере-

 

неся максимум ее кривизны

 

на середину, выпустить

 

ткань из швов посередине

 

их длины

Смещение «пуза» к

Перекроить нижнюю шка-

задней шкаторине

торину, перенеся максимум

 

кривизны вперед, сделать

 

чечевицевидные закладки

 

по швам в районе «пуза»,

 

выпустить ткань из швов

 

посередине их длины

Наличие двух вы-

Перекроить нижнюю шка-

пуклостей паруса с пе-

торину, увеличив ее кри-

ретяжкои посередине

визну и улучшив плавность,

\

выпустить ткань из ряда

 

швов в районе перетяжки

Сильное заворачива-

Подпороть ряд швов или

ние на ветер задней

фальшшвов, выпустив из

шкаторины

них ткань с максимумом на

 

щкаторине

Наличие морщин на

Разликовать парус и тща-

парусе, идущих

1ельно, а главное, равно-

наискось вниз от пе-

мерно заликовать его вновь

редней шкаторины или

 

наискось вверх от ниж-

 

ней шкаторины

 

Наличие морщин,

Отпороть фаловую дощеч-

идущих вниз от фало-

ку, растянуть верхнюю

вой дощечки

часть паруса на полу, при-

 

ложить дощечку возможно

 

ближе к передней шкатори-

 

не (в 2—3 см от нее, в зави-

 

симости от конструкции лик-

 

паза и метода крепления

 

дощечки), отрезать появив-

 

шийся излишек парусины по

 

задней шкаторине в районе

 

фалового угла, пришить до-

 

щечку



Источник: http://www.shipslib.com/device/ch_b/sm30.html


Паруса из ткани

Паруса из ткани

Паруса из ткани

Паруса из ткани

Паруса из ткани

Паруса из ткани

Паруса из ткани

Паруса из ткани

Паруса из ткани

Паруса из ткани